Главная » Статьи » Религия и наука

Что же такое человек как личность?

Что же такое человек как личность?

С чисто позитивистских представлений человек - самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. Особое положение человека в животном мире определяется существованием его глубокого и уникального духовного мира.

Духовный мир человека, представляя собой новую по сравнению со структурой и программой идеальную сущность, определяет принципиальное отличие гуманитарных наук от естествознания и, образно говоря, занимает третий этаж в иерархически устроенном Мире высшей реальности.

Однако вся беда в том, что чувственный опыт и рационалистические методы познания ничего не дают для понимания феномена человека. С материалистической точки зрения причина и цель жизни навсегда останутся непроницаемыми для человеческого ума.

Но человеческий опыт гораздо шире и разнообразней материалистической науки о человеке.

Помимо внешнего (чувственного) опыта, человеку дан еще "внутренний" опыт. Этот духовный опыт и есть истинный источник знания о "верхних этажах" Мира высшей реальности, источник религиозного знания и всей духовной культуры вообще. Поэтому так важно не утратить духовную культуру предков, не отмахиваться от прозрений, откровений и религиозной культуры предыдущих поколений, а вчитываться и углубляться в содержание сочинений известных теологов, праотеческой литературы, древних преданий и мифов.

"'Весь современный духовный кризис, переживаемый человечеством, объясняется тем, что человечество вот уже в течение нескольких поколений пренебрегало источниками духовного опыта и отвыкло и отучилось пользоваться ими, ослепленное успехами естествознания и техники, охладевшее к религиозным глубинам жизни, оно доверилось всецело (или почти всецело) чувственным ощущениям и вырастающей из них теории и практике" [9].

Весь духовный опыт человечества свидетельствует о том, что в основе внутреннего мира человека лежит трансцендентное, надмирное начало, природа которого принципиально иная, чем у внешнего мира, и что хотя человек - продукт эволюции, но эволюции целенаправленной, сотворившей его "по образу и подобию Божьему". Наша способность к творчеству, к абстрактному мышлению, способность осознавать окружающий нас Мир не есть "свойство высокоорганизованной материи", она представляет собой вложенную в нас частицу Божества. И вовсе не труд, а единственный в своем роде акт одухотворения выделил из семейства гоменидов уникальное творение - человека.

Это очень небольшая крупица - Искра Божия, но она горит в каждом из нас. Благодаря этому человек не только продукт творения, но и сам - творец, наделенный свободой воли и выбора.

Творческий источник всей нашей культуры есть Божественное в нас. Через свой духовный опыт, через откровение человек сообщается с высшей Божественной стихией мира.

Человек, теряющий свое Богосыновство, делается бессильным рабом природной необходимости [10]. Приближаясь к Христу, человек освобождается от природного начала и "утрачивает самого себя как только непонятным для своего рассудка образом противится стремлению найти себя в Боге, как только хочет обосновать себя только в себе" [11]. Устремляясь к Богу, человек становится открытым для потока Благодати, питающей его человечность.

Гуманизм, провозглашающий "самодостаточность" человечества, с его лозунгом "Все в человеке, все для человека", не может способствовать расцвету духовной культуры.

Смысл человеческого существования намного глубже и интересней, чем выживание и самообслуживание. Человек приходит в этот мир, чтобы трудиться, но не только и не столько над умножением материальных благ и не для наслаждения своими мыслительными или иными способностями. Человек приходит в этот мир, чтобы трудиться над совершенствованием себя и этого мира. Человек должен раскрыть свою творческую природу, осознать себя и оправдать свое призвание - стать помощником Бога в его миротворчестве.

Но может ли быть творчество без свободы? В мире природной необходимости первородная свобода человека приходит в столкновение с сугубым детерминизмом. В этом - трагедия человеческой жизни. Свобода - это очень сложная категория. Незнание, неумение, нежелание постичь ее глубокий смысл порождают немало зла. Большой ревнитель свободы Николай Бердяев писал: "Творчество возможно лишь при допущении свободы не детерминированной бытием, не выводимой из бытия... Творчество есть ответ человека на призыв Бога" [12].

Зло, этот неизбежный спутник свободы, возникает, когда человек, наделенный свободой воли, свободой в своих поступках и действиях, каким-то образом отпадает от Всемирного потока Божественной Благодати. Я не могу утверждать, что это действие всегда сознательно. Духовная слепота может быть врожденной. Ее можно преодолеть, развивая свою духовность, но порой для этого требуются слишком большие усилия, а жизнь коротка и иногда слишком жёстко определяется обстоятельствами...

Свобода - это нелегкое бремя. Мало кому удается выдержать испытания богатством, властью, славой. Человек слаб и подвержен искушениям. В неустанном борении духа происходит становление человека, созидается его человечность, его личность, ибо "Дух есть сила самоопределения к лучшему" (Тейяр де Шарден).

Так что же такое человек? Следуя за глубокими мыслителями прошлого и крупными естествоиспытателями, я не могу ответить на этот вопрос. Но ясно другое: современная наука с ее рационалистическими методами познания не в состоянии продвинуть решение этого вопроса. Наука требует воспроизводимости, строгости, беспристрастности и отбрасывает весь бесконечно разнообразный внутренний духовный мир человека. Но как отдельный человек, так и все человечество в целом - явления уникальные и невоспроизводимые.

Постижение внутреннего духовного мира человека осуществляется главным образом на уровне подсознания через интуицию, озарение, Божественное откровение. Как указывал Гуссерль: "Писать "научно", "логично", "предметно" о человеке больше нельзя. Языком антропологии должен стать символ, метафора, миф, призывая к преодолению логического познания и предрассудков натуралистического объективизма, к плюрализму мудрости и многовариантности, ибо человек глубже, первичнее своего биолого-психологического и социокультурного начала".

"Учение о человеке нужно строить не снизу от земли, а сверху от неба", - писал Андре Моруа.

Человек открывает для себя Мир, созданный Богом, и создает свой мир. Творчество - это созидание нового бытия, продолжение Божьего Творения. "Творчество - вот верительная грамота человека" (Честертон).

Главная цель человека - постичь замысел Творца, Его план, Его проект и сотрудничать с Ним в совершенствовании Мира в соответствии с Его общим замыслом. Полнота Бытия возможна лишь в единении с источником Бытия.

Все мировые религии по-человечески истинны, ибо содержат в себе в целом верно угаданное существование Высшего Бытия. Но библейское Откровение, завершенное в Лице Христа, есть как бы встречное движение Творца к нам.

Религия есть особая форма отношений человека к Богу, совместный продукт Божественного Откровения и человеческого творчества. Бог не охватывается нашими понятиями, предназначенными лишь для выражения результатов Его деятельности. Человек способен осознать сущность Бога лишь как Всевышнего наблюдателя, творящего Мир. Идея Бога, доступного чувственному познанию через Его творения и какой-то особой интуитивной форме познания (ее часто сравнивают с внутренним зрением), как вездесущего и всюду единого наблюдателя, вполне четко выступает в учении Христианской церкви.

Мир существующий - результат постоянного творческого процесса. Его развитие непредсказуемо. Однако наше устремление к Богу, желание постичь Замысел Творца и следовать этому Замыслу наполняют нашу жизнь содержанием и смыслом.

Как пишет один из крупнейших религиозных философов XX века Семен Франк, "Религия всегда означала веру в реальность абсолютно-ценного, признание Начала, в котором слиты воедино реальная сила бытия и идеальная правда духа. Религиозное умонастроение сводится именно к осознанию космического сверхчеловеческого значения высших ценностей" [3].

Об этом же читаем у Бердяева: "Всякая вера, вера в истину, в смысл, в ценность, в высоту есть лишь вера в Бога".

Правда не откроется нам, если мы не будем всем своим существом устремляться к ней, не будем задавать бесконечные вопросы и искать на них ответы. В то же время, как говорят мудрые, "если вопрос умирает вместе с ответом, то как бы ни был хорош ответ, плох тот вопрос".

За глубоким вопросом всегда стоит новый еще более глубокий вопрос, но это и есть достойный человека путь постижения самого себя и Истины.

 

Продолжение=>>



Источник:
Категория: Религия и наука | Добавил: namerenie9 (30.10.2016)
Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0
Счетчик посещаемости и статистика сайта
Яндекс.Метрика